Поиск Google: скрытая правда

Google

Когда название компании становится глаголом, это означает, что ее продукты стали неотъемлемой частью жизни. Никто не говорит «делать фотокопии», все говорят делать ксерокс. Никто не обрабатывает фотографии — все их фотошопят. И конечно, в интернете никто не ищет — все гуглят.

Тотальное доминирование Google в области поиска сопровождается восхвалением и мифологизацией положительных качеств компании. Однако, по мнению Сивы Ваидхианатана, профессора из Виргинского университета, этот тренд ничем хорошим нам не светит.

В своей новой книге «Тотальная гуглизация» («Googlization of Everything»), Ваидхианатана заявляет, что пользователи Google — то есть все мы — не полностью осознают, на каких именно принципах основаны наши взаимоотношения с интернет-гигантом. По мнению профессора, мы платим за услуги корпорации, предоставляя ей личную информацию, и нельзя сказать, что сделка так уж нам и выгодна.

Ваидхианатан обсудил с американским изданием InnovationNewsDaily свою книгу, слепую уверенность пользователей в безупречности Google, и то, какое будущее ожидают поисковые системы.

— Я понимаю, что Google очень популярен, но множество компаний обладают монополиями в своей индустрии. Возьмем, например, компания Band-Aid контролирует рынок медицинских лейкопластырей, но о ней никто книг не пишет. Почему именно Google?

Ваидхианатан: Все дело в нашем слепом поклонении идолу. Я очень удивлен тому энтузиазму, благодаря которому мы так слепо подходим ко всему, что касается Google. Культовая компания Apple никогда не занимала более 10% рынка ПК. Apple снискал славу компании-лидера, однако помимо плеера iPod, массовый рынок так и не познал ее доминирования. Способность Google связывать людей, влиять на наши оценочные суждения, беспрецедентна. Мне сложно вспомнить о другой такой компании.

— В отличии от многочисленных монополий прошлого, Google добился своей популярности не посредством долгой и упорной конкуренции, а «случайно», просто создав лучший продукт. Вы опасаетесь восхваления компании, ну а что вы скажете об отличных сервисах?

Ваидхианатан: У меня нет проблем с всемогуществом Google, или успехом компании на рынке. На самом деле, сегодняшнее положение компании четко объясняет нам, почему сервисы Google настолько удовлетворяют нашим потребностям.

Мое мнение: мы должны лучше осознавать цену и преимущества данного партнерства. Я не спорю, Google застуживает тех лавров, на которых он сегодня почивает. Но я хочу, чтобы люди лучше осознавали, чем обусловлен этот успех, и взглянули на мир реалистически, а не сквозь призмы розовых фантазий. Мы считаем продукты компании неотъемлемой частью нашей жизни, вместо того, чтобы осознавать, что основной интерес Google — заработок.

— Что в первую очередь должны осознать пользователи?

Ваидхианатан: Первое, и самое важное, это то, что мы не являемся пользователями Google. Мы не платим им за услуги. Мы для компании продукт, продукт Google. Мы это то, что компания продает рекламодателям. Ничего страшного и необычного в этом нет. Тем же самым занимаются телеканалы и радиостанции. Но для Google, мы также являемся и «рабочими пчелами», так как сами снабжаем компанию необходимой ей информацией. Каждое обращение к Google, с каждым днем делает компанию все сильнее и сильнее. Считаю, это честная сделка, однако стоит осознавать, что это именно сделка. Для большинства из нас, Google является котом в мешке. И даже для меня, который изучал практики компании в течение 5 лет, многое остается за завесой тайны. Отношения между пользователем и корпорации не прозрачны, а значит и не равны.

— Какое открытие, сделано вами по ходу написания книги, стало для вас откровением?

Ваидхианатан: Для меня большим сюрпризом является потсоянная персонализация результатов поисковой выдачи Google. Нам кажется, что Google предлагает нам лучший ответ на поставленный вопрос, но на самом деле, они дают нам самый релевантный ответ на запрос. Ну а сама релевантность определяется не просто лучшим ответом на вопрос, но историей вашего поиска. Люди совсем не знают, насколько их предыдущие запросы влияют на результаты поиска. Вы и я получим совершенно разные ответы на один и тот же вопрос. Это хорошо для шопинга, но не для обучения.

— Если Google оптимизирован под шопинг, какое будущее ожидает поисковые запросы, не касающиеся торговли?

Ваидхианатан: Я предсказываю появление поисковых систем, специализирующихся на географической информации, медицинских услугах и т.д. Конечно, Google является отличным поисковиком, но по мере персонализации информации, компания будет все больше уходить в торговлю рекламой, отодвигая на второй план суть наших вопросов.

Оставить комментарий

Работает на WordPress